Креативная экономика

Сейчас много говорят о креативной экономике, ее важности и стремительном росте. Однако еще несколько десятков лет назад не существовало даже такого термина. Чтобы ответить на вопрос о том, что это вообще такое и откуда появился этот термин, следует оглянуться назад и вспомнить, а что было раньше.

Человеческий труд был жизненно важный компонентом экономики на протяжении большей части истории человечества. В индустриальную эпоху он сменился капиталом, а в XXI веке, или как его еще называют «веке информации», жизненно важными компонентом стала креативность, которая объединила талант, воображение и знания вместе.

Распространение производственных технологий и навыков в глобальной экономике привело к тому, что затраты на рабочую силу определяют стоимость изготовления продукта. Если вы производитель товара, вы можете переместить ваше производство в страны с дешевой и многочисленной рабочей силой, чтобы быть более конкурентоспособным и эффективным.

И тут мы приходим к первому выводу. В крупномасштабном производстве вы относительно легко можете достичь качества продукции, а это означает, что оно имеет низкую ценность (благодаря глобализации ваш конкурент может сделать то же самое).

Производственный процесс стал в большей степени зависеть от технологий, чем от человеческого труда. По мере того, как экономики во всем мире становятся все более конкурентоспособными и эффективными, ключевые факторы успеха все больше начинают зависеть от ваших изобретательности и навыков, как производителя.

И это нас приводит ко второму выводу — качество креативного мышления становится более важным, чем стоимость рабочей силы. С экономической точки зрения, под креативностью понимается формирование идей, которые лежат в основе инновационных разработок, новых видов экономической деятельности.

В креативной экономике можно выделить компании и отдельные лица, которые производят и продают товары или услуги в следующих индустриях:

• Реклама — рекламные и маркетинговые агентства и специалисты;

• Архитектура — строительные фирмы и строители;

• Изобразительное искусство и художественные ремесла — музеи, галереи, театры и деятели культуры, ремесленники, и мастера;

• Дизайн — компании промышленного дизайна, дизайна интерьеров, графического дизайна, веб-дизайна и дизайна одежды, дизайнеры и проектировщики;

• Кинематография и СМИ — кино-, теле-, радио- и анимационные компании, талантливые личности;

• Компьютерные игры и ПО — компании, программисты и отдельные лица, разрабатывающие компьютерные игры и программное обеспечение;

• Музыка и исполнительное искусство — концертные площадки, театры, продюсеры, музыканты и исполнители;

• Публикации и печатные издания — компании, распространяющие электронные публикации и печатные издания и разрабатывающие контент, редакторы и писатели;

• Сохранение историко-культурного наследия — исторические здания, объекты историко-культурного наследия, организации, обеспечивающие физическую сохранность историко-культурной ценности объектов наследия.

Как и любая экономика, креативную экономику можно оценить по тем же показателям: спросу, цене, прибыли и рентабельности. Креативная экономика относится к самым быстро развивающимся секторам глобальной экономики. В настоящее время такие компании как, Google, Apple, Facebook являются лидерами в креативной экономике. Они также являются примерами компаний с самой высокой рыночной капитализацией. Согласно последним исследованиям (Ocean Tomo LLC) стоимость нематериальных активов S&P 500 выросла с 17% в 1975 году до 84% в 2015 году.

Креативные идеи – это новая мировая валюта, которая крепнет по отношению ко всем остальным. Стоимость патентов и любой другой интеллектуальной собственности становится более ценной, чем иных материальных ресурсов. Знания, которые у нас уже есть, можно комбинировать друг с другом и получать новые продукты и сервисы.

Если говорить о ВВП, то отдельно следует отметить креативный сектор Великобритании, который является крупнейшим в мире, опережая даже США (по данным Юнеско Великобритания занимает первое место по объему экспорта культурных товаров и услуг). Креативные индустрии Великобритании приносят около 9,6 миллионов фунтов стерлингов в час. По данным Бюро Экономического Анализа США (BEA), вклад креативных индустрий и отрасли авторского права в ВВП США в 2011 году составил около одного триллиона долларов. Согласно оценке Бюро, 504 миллиарда долларов ВВП США приходятся на сектор культуры и искусства, являющегося частью креативной индустрии.

Компании, задействованные в креативной экономике, стремятся создавать товары и услуги, не только обладающие практичностью, но также культурной и эстетической ценностью. Именно эти компоненты придают отличительную ценность выпущенным на рынок продуктам.

Каждая новая экономика изменяет образ жизни людей. Креативная экономика не исключение. Она обладает огромным нераскрытым потенциалом развития и является одним из наиболее быстро растущих секторов мировой экономики, не только с точки зрения получения прибыли, но и с точки зрения создания рабочих мест и поступления экспортной валютной выручки. На наших с вами глазах мир переходит к экономике, которая в большей степени зависит от творчества и знаний, нежели от сырья. Ряд стран, федеративных субъектов и мегаполисов по всему миру стали прилагать усилия по расширению и углублению креативных индустрий, обнаружив огромный потенциал для формирования дохода и роста.

Поделиться с друзьями: